вторник, 3 мая 2011 г.

Кое-что об Интернет зависимости...

Большинству наверняка известен термин Интернет-зависимость. Давайте вместе попробуем разобраться, что это такое


Одной из отличительных черт нашего времени является глобальная компьютеризация общества, в том числе и образования, практически каждое образовательное учреждение оснащено компьютерами и компьютерными сетями, практически каждый подросток имеет доступ в сеть Internet с компьютера или мобильного телефона.
Глобальная сеть предлагает подросткам множество разнообразных услуг и сервисов: социальные сети, игры online, поиск музыки, фильмов на любой вкус, виртуальное общение в чатах, на форумах, где можно найти собеседника на любую тематику.
Подросток может сам для себя устанавливать время, продолжительность, правила общения в сети Интернет, там не играют значения фактический пол, возраст, социальный статус и внешние данные. К сожалению не каждый подросток имеет  конструктивное увлечение, такое как спорт, кружки, секции, музыка. Там, где есть пустота обычно возникает зависимость.  Огромное количество  свободного времени как правило заполняется компьютером. Виртуальный мир далек от действительности, здесь легко исправить любые ошибки, может за несколько часов завести огромное количество знакомых, недоступное в обычной жизни. Как результат, такие подростки  не приспособлены к жизни в обычном мире, поскольку они воспринимают его через призму виртуальной реальности.
 Таким образом, кроме множества положительных моментов компьютеризация породила и патологию - интернет-зависимость.
. Психологическую в своей основе, интернет-зависимость сравнивают с наркоманией — физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. Интернет-зависимость определяется как навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Конечно, не каждый подросток, который общается в чатах, в социальной сети, или пользуется другими сервисами глобальной сети становится одержим компьютером. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет-зависимых.
Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего онлайнового сеанса;
  • увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
  • увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
Ею же был разработан краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета. Приведем его, адаптированный вариант:
  1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
  2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3. Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5. Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
  6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
  7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
Интернет содержит в себе множество опасностей для еще не до конца сформировавшейся личности подростка
  • эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;
  • доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию в виду ее широкого распространения в Сети. Соответствующее фильтрующее программное обеспечение, обязательное к установке в школах, к сожалению, зачастую не установлено на домашних компьютерах, а установленное не всегда адекватно работает или безграмотно настроено;
  • веб-сайты с опасным содержанием, например с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ или наркотических средств;
  • сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности у подростков.
  • веб-сайты экстремистской направленности, нередко побуждающие подростков к применению физического или психического насилия.
  • платные услуги сети (платное голосование, плата за возможность скачать аудио- или видеофайл и.т.д.), на которые подросток тратит все карманные деньги, а зачастую и деньги родителей.
Пребывание в Интернете, воспитывает у подростка иные ценности. Зачастую, это культ насилия, жестокости, фашизма. Таким образом происходит формирование неправильных жизненных позиций подростка.
В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог ”телефона доверия” и “Виртуальная психологическая служба” . Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. Интернет зависимые пациенты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане.
Можно дать лишь общие рекомендации родителям, чтобы не допустить возникновения Интернет зависимости у подростка:
1. установить предел времени, которое их ребенок проводить в Интернете,
2. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,
4. установить для ребенка правило ни под каким видом не обращаться к Интернету до тех пор, пока он не выполнит домашнее задание и другие первоочередные обязанности.
чем-то другим,
5. подобрать для ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей другие занятия и увлечения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете
6. контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.


3 комментария:

  1. Вы предлагаете общие рекомендации родителям, чтобы не допустить Интернет-зависимости у ребёнка. А, если не получается, то тогда надо действовать как в Китае? Ведь у нас пока лечат от других маний - токсико-, нарко-, никотино- и алкоголизма. Есть ещё специализированные клиники, но это уже совсем другая история.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, интернет-зависимость - это сродни алкоголизму, затягивает незаметно, а потом только лечение. Особенно быстро это происходит с детьми и подростками. Стоит только несколько раз неконтролируемо "пустить" ребенка в Интернет, как он буквально там "зависает". Вопрос: кого в этом винить? Ведь это мы, родители, педагоги, допускаем. Надо любить своих детей, чтобы им не хотелось уходить от нас в "виртуальный мир"

    ОтветитьУдалить
  3. Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна естественным образом привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты.

    ОтветитьУдалить